Родилась
в Москве. В 1976 г. окончила исторический факультет МГУ по
специальности история и теория искусств. Работала в Гос.НИИ
реставрации. С 1995 г. преподает в РГГУ искусство стран Востока.
В 1994 защищена кандидатская диссертация по теме "Проблемы
хранения, оформления и реставрации традиционной живописи в
Китае". В 2004 г. защищена докторская диссертация по
теме "Искусство китайской каллиграфии: анализ культурной
традиции". В настоящее время работает в должности профессора
на кафедре Всеобщей истории искусства факультета Истории искусств.
Читает в РГГУ курсы лекций «Искусство Индии и Юго-Восточной
Азии», «Искусство стран Дальнего Востока», «История зарубежного
искусства», «Эстетические проблемы в религиоведении», «Эстетические
основы китайской философии».
Область
научных интересов - искусство Востока, китайская каллиграфия.
Список
публикаций професора Белозёровой В.Г.
1. О
социологических функциях мебели в традиционном китайском интерьере.
(Тезисы). Общество и государство в Китае. М., 1978., Ч. II.
2. Образ
китайского каллиграфа и его европейские аналоги. (Тезисы)
Общество и государство в Китае. М., 1979, Ч. II.
3. Некоторые
сведения о материале, конструктивных особенностях, основных
формах и элементах декора традиционной китайской мебели.(Статья)
Художественное наследие №15, М., 1979.
4. История
музеев и реставрационного дела в КНР (Статья) Художественное
наследие №6, М., 1980.
5. Традиционная
китайская мебель.(Монография) М., 1980.
6. Символика
оружия в "Дао-дэ цзине". (Статья) Дао и даосизм в Китае М.,
1982.
7. Предварительное
построение и обоснование понятия подлинности. (Статья) Критерии
оценки качества реставрации музейных художественных ценностей.
М., 1990.
8. Международный
опыт деонтологии в реставрации. (Статья) Международные нормативные
документы по реставрационной этике. М., 1990.
9. Путь
самообразования и метод научного творчества Л. А. Лелекова.
(Статья) ж. "Народы Азии и Африки" №3, 1990.
10. Поиск
научных принципов реставрации древнерусской живописи в первые
годы Советской власти /1928-1926 гг./. (Статья) РГБ, Информкультура,
Экспресс-информация. Вып. 3-4, 1992.
11. Китайский
свиток. (Монография) М., 1995.
12. О
понятии "конечного результата в реставрации.(Тезисы) Современные
принципы реставрации. М., 1995.
13. Анализ
типологических моделей современных направлений в реставрации.
(Статья) Художественное наследие №16. М.,1995.
14. Правила
экспертизы произведений каллиграфии и живописи в Китае. (Статья)
Экспертиза произведений изобразительного искусства. Материалы
I научной конференции 31 мая - 2 июня 1995, Москва. М.: издание
объединения МАГНУМ АРС, 1996. - С. 13 17.
15. Роль
копии и копирования в художественной традиции Китая.(Статья)
Экспертиза и атрибуция произведений изо/искусства. Материалы
II научной конференции. М., 1997.
16. Исторические
изменения памятников и их эстетический статус в культурах
Дальнего Востока. (Статья) // Экспертиза и атрибуция произведений
изобразительного искусства. Материалы III научной конференции
25 ноября - 27 ноября 1997, Москва. М.: издание объединения
МАГНУМ АРС, 1998. - C. 143 146.
17.
О понятиях подлинности и историчности памятников искусства.
(Статья.) Материальная база сферы культуры. Вып. 3. М.,1998.
18. Проблема
становления реставрации как новой научной дисциплины. (Статья.)
Материальная база сферы культуры. Вып.3. М.., 1998.
19. О
проекте "Кодекса этики реставрационной профессии РФ.(Тезисы)
Материальная база сферы культуры. Вып.4. М., 1998.
20. Цивилизация
древнего Китая. (Статья) История цивилизаций мира: Учебное
пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
М.: ООО "Фирма "Издательства АСТ", 1998. - С. 239 266.
21. Цивилизация
Древней Японии. (Статья.) История цивилизаций мира: Учебное
пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
М.: ООО "Фирма "Издательства АСТ", 1998. - С.267 285.
22. Дисфункция
худ. формы в китайской пропагандистской каллиграфии и лубке
60-х годов XX века. (Тезисы доклада) Искусство XX века. Итоги
столетия. Междунар. Конференция 1-4 декабря 1999. Гос. Эрмитаж.
СПБ., 1999.
23. Наскальная
каллиграфия мо-яй. (Тезисы) Общество и государство в Китае.
М., 2001. С. 235 242.
24. Методологические
особенности изучения искусства стран Восточно-азиатского региона.
(Статья) Искусствознание №1/01. М., 2001.
25. Сады
Кореи и взаимодействия дальневосточных культур. (Статья) Искусствознание
№1/01. М., 2001.
26. Свиток
Инь фу цзин из каллиграфического наследия Дун Ци-чана // Общество
и государство в Китае: Тез.докл. XXXII науч.конф. - М., 2002.
- С. 328 335.
27. Тушечница
- атрибут мира китайского интеллектуала // Гуманитарные науки
в контексте международного сотрудничества: Материалы докладов
III Международной научной конференции в Дальневосточном государственном
техническом университете (ДВГТУ). - отв.ред. О.П. Болотина.
- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - С. 20-27.
28. Творчество
Дэн Ши-жу: противостояние ортодоксов и реформаторов в китайской
каллиграфии периода династии Цин // Общество и государство
в Китае: Тез.докл. XXXIII науч.конф. - М., 2003. - С. 237-250.
29. Особенности
развития каллиграфической традиции Китая // Новое видение
культуры мира в XXI веке: Материалы Международной научной
конференции, посвященной памяти выдающихся исследователей
истории и культуры Дальнего востока Алексея Пантелеевича Деревянко
и Ивана Григорьевича Стрюченко 26-27 февраля 2003 г. Владивосток.
- отв. ред. Г.В. Алексеева. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003.
- С. 187 191.
30. Китайская
книга в камне // Библиотековедение. - 2004. № 4. - С. 66 71.
31. Психологические
аспекты творчества китайского каллиграфа и роль каллиграфии
в развитии этнического самосознания и самопонимания // Мир
психологии. - 2004. № 3. - С. 86-95.
32. Роль
каллиграфической традиции по сохранению культурной преемственности
Китая в период правления монгольской династии Юань (1279 1368)
// Вестник Московского государственного университета культуры
и искусств. - 2004. №4. - С. 71 83.
33. Каллиграфическая
традиция как культурно-исторический феномен // Восток. - 2005.
№1. - С. 30 43.
34. Истоки
каллиграфической традиции Китая в свете археологических открытий
ХХ столетия // Археология, этнография и антропология Евразии.
- 2005. №1(21). - С. 70 78.
35. Эстетические
принципы каллиграфической традиции Китая // Философские науки.
- 2005. №4. - 84 99.
36. Чжан
Лун-янь - "посол" китайской каллиграфии на Западе // Восток.
- 2006. №4. - С. 63 73.
37. Когда
душа и ум исторгают сияние: пути китайской каллиграфии //
Восточная коллекция. - 2006. №2. - С. 130 147.
38. Великая
китайская стена // Большая Российская энциклопедия. - Т. IV.
М., 2006. C. 722.
39. Ван
Вэй // Большая Российская энциклопедия. - Т. IV. М., 2006.
C. 574. Великая китайская стена. - Т. IV. М., 2006. C. 722
40. Гао
Кэгун // Большая Российская энциклопедия. - Т. VI. М., 2006.
C. 390-391.
41. Вэньжэньхуа
// Большая Российская энциклопедия. - Т. VI. М., 2006. C.
192-193.
42. Гун-би
// Большая Российская энциклопедия. - Т. VIII. М., 2007. C.
158.
43.
Гу Кайчжи // Большая Российская энциклопедия. - Т. VIII. М.,
2007. C. 141
44. Го
Си // Большая Российская энциклопедия. - Т. VII. М., 2007.
C. 506.
45. Гугун
// Большая Российская энциклопедия. - Т. VIII. М., 2007. C.
46. Дацзу
// Большая Российская энциклопедия. - Т. VIII. М., 2007. C.
354. 47. Дуньхуан // Большая Российская энциклопедия. - Т.
IX. М., 2007. C. 418.
48. Дун
Юань // Большая Российская энциклопедия. - Т. IX. М., 2007.
C. 419.
49. Искусство
китайской каллиграфии (монография) М., 2007. - 40 а.л.
50. Каллиграфия.
Большая Российская энциклопедия. - Т. XII. М., 2008. C. 528
530.
51. Кан
Хи Ан. - Т. XII. М., 2008. C. 757. 52. О светотени в традиционной
китайской живописи // Визуальные стратегии в искусстве. М.,
2008. С.7 8.
53. Категория
памяти в каллиграфической эстетики Китая // Искусство как
сфера культурно-исторической памяти. М., 2008. С. 249-262.
54. Китай.
Архитектура и искусство. Большая Российская энциклопедия.
- Т. XIV. М., 2009. - C. 150 161.
55. Мебель
и интерьеры Китая (монография). М.: МГО СП России, Московский
музей мебели, 2009. - 133 с.
Учебно-методические
работы
1. Искусство
стран Дальнего Востока. Программа курса. М.: РГГУ, 1998.
2. Китайская
культура. Программа спецкурса. // Искусство Восточно-Азиатского
региона. М.: РГГУ, 1999.
3. Китайская
каллиграфия. Программа спецкурса. // Искусство Восточно-Азиатского
региона. М.: РГГУ, 1999.
4. Художественная
культура Кореи. Программа спецкурса. М.: РГГУ, 2000.
5. Искусство
Южной и Юго-Восточной Азии. УМК. М.: РГГУ, 2008.
6. Искусство
стран Дальнего Востока. УМК. М.: РГГУ, 2009.
и т.д.
|